См. остальные вебстраницы и сайты К.Ю. Богданова:

НЕ ТОЛЬКО О ФИЗИКЕ ЯЙЦА (2009) - новая книжка автора

ЧТО МОГУТ НАНОТЕХНОЛОГИИ (2009) - новая книжка автора

Финансовый кризис: взгляд со стороны

Что такое жизнь?

Американский ЕГЭ по физике

Физика внутри нас

Почему пена белая?

Антибликовые очки и ЖК-дисплей

Сколько лучей у солнечного блика?

Что заставляет женщин вилять бёдрами?

Почему кучевые облака плоские снизу?

Что могут нанотехнологии

Далеко ли мы от Тадж-Махала?

Ночным поездом по коническим сечениям

Электростатика заряженных бусинок

Загадки одномерного бильярда

Популярно обо всём

В мире «Что и почему?»

 

Богданов К.Ю.

Как резать колбасу по законам физики?

 

Пытаясь отрезать кружочек колбасы, лежащей на столе, мы не только давим острием ножа, но и двигаем им туда-сюда в горизонтальном направлении. Почему? Вот один из вариантов ответа на этот вопрос.

 

Разрезая колбасу на кружочки, мы сталкиваемся с действием двух видов сил:

·       сил, препятствующих разрыву колбасы на части и

·       сил  трения колбасы о поверхности ножа.

 

Если мы просто давим ножом на колбасу с силой Fрез, то результирующая двух сил трения Fтр направлена вверх и существенно мешает процессу разрезания (см. рисунок внизу).

Чтобы избавиться от вертикально направленных сил трения Fтр и облегчить процесс разрезания, достаточно вспомнить известный опыт с наклонной плоскостью и лежащим на ней бруском. (см. рисунок внизу).

Всегда можно найти такой угол наклона плоскости, при котором брусок О оставался бы неподвижным. Однако стоит только потянуть брусок за голубую нить в горизонтальном направлении (О – Н), и он начнёт соскальзывать вниз по наклонной плоскости (в направлении ОV), как будто сила трения на время исчезла. Если мы перестаём тянуть за голубую нить в горизонтальном направлении, брусок останавливается и перестаёт соскальзывать вниз.

 

Объяснить происходящее легко, если вспомнить основной закон трения – сила трения не может быть больше kN, где k - коэффициент трения скольжения, а N – сила реакции опоры. Если мы тянем брусок за голубую нить в горизонтальном направлении, то сталкиваемся с сопротивлением максимальной силы трения, равной kN. Пока мы тянем брусок в горизонтальном направлении, в других направления сила трения уже действовать НЕ МОЖЕТ, иначе нарушался бы основной закон трения. Поэтому брусок начинает соскальзывать вниз, не испытывая действия силы трения в этом направлении.

 

Конечно, в описанном выше примере с бруском сила трения никуда не исчезает. Она просто меняет направление, ведь она всегда направлена в сторону, противоположную вектору скорости. Поэтому вертикальная проекция силы трения между колбасой и ножом (см. рис.1) будет уменьшаться при горизонтальных движениях ножа и резать колбасу становится легче. Можно выдвинуть и другую теорию «колбасной физики» - мелкие и иногда не видимые невооружённым глазом заусенцы на острие ножа, подобно зубьям пилы, разрушают колбасу. Попробуйте доказать, какая из этих двух теорий верна.  

  

 

Резюме автора на РУССКОМ и АНГЛИЙСКОМ.

Отзывы можно оставить в ГОСТЕВОЙ книге.

В издательстве "Просвещение" в 2009 году вышла моя научно-популярная книжка Что могут нанотехнологии.
Книга представляет собой краткое изложение одноимённого элективного курса лекций, который был прочитан учащимся лицея №1586 г. Москвы в 2007-2008 г.г. Книжка адресована учащимся старших классов, студентам младших курсов и учителям.
Содержание некоторых глав книжки можно найти ЗДЕСЬ.

Издательство "Просвещение" в 2009 году выпустило мою научно-популярную книжку Не только о физике яйца, в которой действие законов физики показано в будничных фактах и явлениях.
Книга представляет собой выдержки из элективного курса «Наука и техника для любознательных», прочитанного автором в лицее 1586 г. Москва. Книга адресована учащимся старших классов, студентам и учителям, а также всем любознательным.
Содержание некоторых глав книги можно посмотреть ЗДЕСЬ.

В 2008 году издательство "Просвещение" выпустило написанный мною учебник фиксированного формата, входящий в учебно-методический комплект "Архимед".
Материал учебника предназначен для изучения физики на базовом уровне (2 ч в неделю) и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования. Учебник содержит, кроме теоретического материала, лабораторные работы, задачи с ответами, словарь терминов, краткие сведения об ученых, таблицы физических величин, список литературы и список информационных электронных ресурсов. Оглавление учебника можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Hosted by uCoz