Задачи, предложенные
во 2-ой части экзамена по курсу Advanced Placement Physics B
в 2006 году (form B)
1. (15 баллов)
Ученик экспериментально определяет ускорение свободного падения g с помощью установки, которая удерживает стального шарик (Steel Sphere) над регистрирующей плитой (Recording Plate), изображённой на рисунке сверху. Когда шарик освобождают, автоматически включается секундомер, который выключается в момент удара шарика о регистрирующую плиту. Таким образом секундомер измеряет время падения шарика. Ученик измеряет время падения (Time) в секундах для различных расстояний (Distance) D (см. рисунок) в метрах и заносит эти данные в таблицу, приведённую ниже.
Distance (m) |
0,10 |
0,50 |
1,00 |
1,70 |
2,00 |
Time (s) |
0,14 |
0,32 |
0,46 |
0,59 |
0,63 |
Данные таблицы нанесены в виде точек на график, изображённый ниже
a) Соедините на верхнем графике точки гладкой кривой, которая больше всего подходит для данных, полученных учеником. Ученик может использовать эти данные о связи между расстоянием D и временем t, чтобы построить второй график, по которому можно определить ускорение свободного падения. (3 балла)
b) Если использовать только переменные D и t, какие две величины должен ученик откладывать по осям, чтобы получить линейные отношения между этими величинами? (2 балла; D и t2)
c) Нанесите на систему координат, изображённую ниже, точки со значениями величин, которые вы определили в (b), и проведите через них кривую прямую, которая больше всего подходит для этих данных. Обозначьте оси и их единицы деления. (4 балла)
d) Определив наклон прямой на графике в (с), вычислите ускорение свободного падения для этого эксперимента. (3 балла; 9-11 м/с2)
e) Предложите один из методов улучшения точности выполненного учеником эксперимента, если он будет делать его снова, и объясните, почему этот метод приведёт к увеличению точности. (3 балла; например, сделать несколько измерений для одного и того же значения D)
2. (15 баллов)
Маленький брусок массой М начинает двигаться из состояния покоя, находясь на вершине горки, имеющей криволинейное поперечное сечение, показанное на рисунке сверху. Трением бруска о горку можно пренебречь. Этот брусок, соскользнув с горки, набирает скорость 3,5·v0 и сталкивается с покоящимся бруском массой 1,5·М, находящимся в самом низу горки. Сразу после столкновения скорость бóльшего бруска составляет 2·v0. Выразите ваши ответы на поставленные ниже вопросы, используя данные величины и фундаментальные константы.
a) Определите высоту h горки, с которой скатился маленький брусок. (4 балла; )
b) Определите скорость v маленького бруска после столкновения. (4 балла; v = 0,5v0)
c) Большой брусок после столкновения начинает скользить и, пройдя расстояние D, останавливается. Определите величину коэффициента µ трения скольжения между большим бруском и поверхностью, по которой он скользил. Обоснуйте свой ответ. (4 балла; )
d) Было ли столкновение между брусками упругим или неупругим. Обоснуйте
свой ответ. (3 балла; неупругим, т.к. кинетическая энергия после столкновения
уменьшилась на )
3. (15 баллов)
Три электрических заряда находятся в одной плоскости и расположены друг относительно друга так, как это показано в координатах x-y на рисунке сверху. Ответьте на все вопросы в общем виде, используя величины Q, q, x, d и фундаментальные константы.
a) На рисунке сверху нарисуйте векторы сил F1 и F2, действующие на заряд +q со стороны +Q и –Q, соответственно. (2 балла)
b) Определите модуль и направление суммарной электрической силы Fсум, действующей на +q. (6 баллов; и направлена в отрицательном направлении оси y)
c) Определите напряжённость Е электрического поля (модуль и направление) в точке, где находится заряд +q, создаваемого остальными двумя зарядами. (2 балла; и направлена в отрицательном направлении оси y)
d) Вычислите электрический потенциал U поля в точке, где находится заряд +q, создаваемого остальными двумя зарядами. (2 балла; U = 0)
e) Пусть заряд +q движется вдоль оси x в положительном направлении, отдаляясь на очень большое расстояние от остальных двух зарядов. Объясните, почему величина силы, действующей на +q, для очень больших значений x будет изменяться как 1/x3 ? (3 балла)
4. (15 баллов)
Красный луч из воздуха (λ = 650 нм) падает на плоскую поверхность куска прозрачного пластика (n = 1,51 для красного света), имеющего форму полукруга (см. рисунок вверху). Луч падет на кусок в центре его кривизны, а угол падения составляет 27о.
a) Падающий луч частично отражается от первой границы раздела, а частично преломляется, проходя за неё
i. Определите угол отражения луча на первой границе раздела. Нарисуйте и обозначьте отражённый луч на рисунке вверху. (2 балла)
ii. Определите угол преломления на первой границе раздела. Нарисуйте и обозначьте преломлённый луч на рисунке вверху. (4 балла; 17,5о)
iii. Определите скорость света в куске пластика. (1 балл; 1,99.108 м/с)
iv. Определите длину волны света в куске пластика. (2 балла; 430 нм)
b) Источник красного света заменили на источник голубого света (λ = 650 нм), для которого пластик имеет больший показатель преломления, чем для красного света. Качественно опишите, как пойдут отражённые и преломлённые голубые лучи. (2 балла)
c) Полукруглый кусок пластика удалили, а голубой луч направили перпендикулярно через двойную щель на экран. Между щелями 0,15 мм и они расположены от экрана на расстоянии 1,4 м.
i. Рисунок экрана внизу дополните картиной распределения света, которую вы ожидаете увидеть в данном случае. «Midpoint between slits» = Срединная линия, проведённая между щелями. (2 балла)
ii. Вычислите расстояние между двумя соседними яркими полосами. (2 балла; 4,2 мм)
5. (10 баллов)
Состояние некоторой массы идеального газа изменяется в течение процессов I, II и III, возвращаясь к исходному и образуя замкнутый цикл, как это изображено на P-V диаграмме, показанной на рисунке сверху. При этом процессы имеют следующие характеристики:
I – процесс изотермического расширения между точками А и В, при котором объём газа удваивается.
II – процесс изобарического сжатия между точками В и С, при котором объём газа возвращается к исходному.
III – при постоянном объёме газ получает некоторое количество
тепла между точками С и А, в результате чего давление газа
возвращается к исходному.
a) Определите численные значения следующих отношений, обосновывая ваши ответы в скобках рядом с каждым из отношений. (8 баллов; )
b) В течение процесса I изменение внутренней энергии равно
нулю. Объясните почему. (1 балл)
c) В течение процесса III работа, совершённая над газом, равна нулю. Объясните почему. (1 балл)
6. (10 баллов)
Электрон массой m первоначально движется с постоянной
скоростью v0,
где v0
<< c . На нижеследующие вопросы дайте ответы в общем виде,
используя данные величины и фундаментальные константы
a) Определите кинетическую энергию К электрона. (1 балл; )
b) Определите длину волны де Бройля λ для этого электрона. (2 балла; )
Электрон сталкивается с частицей, обладающей той же массой, но противоположным зарядом (позитрон), движущейся в противоположном направлении. Две частицы сталкиваются «лоб-в-лоб», в результате чего обе частицы исчезают и рождаются два фотона одинаковой энергии.
c) Определите энергию каждого фотона, ЕФ. (2 балла; )
d) Определите длину волны λ каждого фотона. (3 балла; )
e) Объясните, почему должны образоваться два фотона, а не один. (2 балла)